Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
За рамки стереотипов: гендерные тренды поколения альфа Совместный проект, 16:30
Совбез Белоруссии сообщил о действиях украинских диверсантов в стране Политика, 16:22
Григорян назвал лучший вариант для Дзюбы Спорт, 16:17
КПРФ приняла в пионеры около 5 тыс. школьников. Видео Общество, 16:08
Зеленский предложил предоставить гражданам Польши особый правовой статус Политика, 16:03
Триатлет и персональный тренер победили в московском полумарафоне Спорт, 15:37
Чемпионка Игр назвала главную проблему для Медведева на «Ролан Гарросе» Спорт, 15:32
Верховная рада продлила военное положение на Украине до 23 августа Политика, 15:14
«РИА Новости» и ТАСС сообщили о ранении мэра Энергодара при взрыве Политика, 15:10
SCMP узнала о возможной приостановке участия китайцев в «Арктик СПГ 2» Бизнес, 14:52
Почему сотрудники сильнее всех уязвимы к кибератакам и как это исправить РБК и МегаФон, 14:51
В Раде назвали преждевременными сообщения о продлении военного положения Политика, 14:45
Минфин Германии предостерег от конфискации активов россиян для Украины Политика, 14:38
Форвард «Спартака» Ларссон заявил о нежелании возвращаться в Россию Спорт, 14:37

Выпуск за 27 января

Тренды развития крупного российского бизнеса

ESG, отказ от непрофильных активов и цифровизация всех бизнес-процессов станут основными направлениями развития в 2022 году.

Гость нашего интервью — Дмитрий Средин, руководитель управления по работе с крупными компаниями и инвестиционно-банковских продуктов Райффайзен Банка. Окончил канадский Carleton University и магистратуру ГУ Высшей школы экономики. Дмитрий Средин имеет почти 25-летний опыт работы в финансовой индустрии. До прихода в Райффайзенбанк руководил рядом подразделений по работе с крупнейшими клиентами в Сбербанке. Мы встретились, чтобы обсудить перспективы стратегического развития крупного российского бизнеса.

Елена Хрупова, обозреватель:

— Дмитрий, какие основные тренды, способные повлиять на крупный бизнес в текущем году, сейчас развиваются на рынке?

Дмитрий Средин, управляющий директор, руководитель по работе с крупными компаниями Райффайзенбанка:

— Сейчас у нас есть несколько таких ключевых трендов, которые мы наблюдаем уже с начала 2021 года. В первую очередь, это COVID, который никуда не уходит. И, как мы видим, волна за волной идет, и наши клиенты, крупнейшие российские компании, сейчас все больше и больше думают о том, каким образом можно не только работать на удаленке либо в гибридном формате, но и каким образом взаимодействовать со своими клиентами. Это очень важные процессы. И я думаю, что они будут продолжаться весь 2022 год.

Естественно, современный тренд ESG — это фокус на экологию, который касается всего, с точки зрения минимизации углеродного следа: от углеродной нейтральности до достаточно банальных вещей, как экологичная упаковка. 

Важные изменения произошли в конце 2021 года в политике Центрального банка: повысились ставки, влияющие на стоимость привлечения финансовых ресурсов для компаний, что заставляет пересматривать инвестиционные стратегии на 2022–2023 годы. На первый план вышли вопросы минимизации рисков, связанных с изменением процентных ставок, и, повторюсь, опять-таки стоимость финансирования тех или иных проектов. Это очень важная составляющая. 

На четвертом месте находится следующий тренд: рост активности физических лиц на рынках капитала, на фондовых рынках. Интересный тренд, который сейчас будоражит умы финансового сектора.

Елена Хрупова:

— Дмитрий, отталкиваясь от того, что вы сказали, мы все понимаем, что пандемия подстегнула цифровизацию во многих отраслях. Скажите, пожалуйста, кто максимально преуспел в этом направлении, и чего нам ждать в 2022 году, каких изменений?

Дмитрий Средин:

— Как показывает официальная статистика, в прошлом году российские компании проинвестировали в цифровизацию своих бизнес-процессов на 16% больше денег, чем они потратили в 2020 и 2019 годах. На первых местах оказались такие очевидные лидеры, как финансовые институты: банки, страховые компании, телеком и ИТ. Они заняли ведущие позиции, потому что, по сути, начали этим заниматься сильно заранее до всех проблем, которые мы испытали с начала 2020 года, связанных с ковидом. Не отстают и добывающие отрасли. Мы видим очень большое количество запросов от наших клиентов и в металлургической промышленности, и в нефтегазовом секторе, авиационная промышленность стала очень активно пользоваться современными технологиями, в том числе с точки зрения расчетов, например, с компаниями, которые заправляют самолеты. В гонку цифровизации вовлеклись все. Де-факто я не знаю ни одной отрасли, где об этом не думают, не говорят, но, понятно, что лидеры — это телеком и ИТ, и, естественно, компании, которые занимаются розничной торговлей. Там цифровизация всех бизнес-процессов стоит в очевидном приоритете.

Елена Хрупова:

— А с вашей точки зрения, еще не поздно вступить в эту гонку тем, кто еще, например, не задумывался либо находится на начальных этапах?

Дмитрий Средин:

— Однозначно не поздно, если этим не заниматься, то последствия могут быть катастрофическими для бизнеса. Выигрывают именно те компании, которые сфокусированы на цифровизации, потому что сотрудники уходят на удаленку. Соответственно, на первый план выходит вопрос, как повысить эффективность любого сотрудника. Все меньше и меньше человеческих ресурсов есть на рынке, а те, что есть, становятся все дороже. Поэтому вопрос повышения эффективности каждого конкретного сотрудника выходит на первый план, и, естественно, цифровизация всех бизнес-процессов заточена именно на эту задачу.

Елена Хрупова:

— Дмитрий, вы также сказали о том, что сейчас дорожает стоимость фондирования для компаний и в этом направлении, предположим, у всех на слуху ESG. Насколько перспективно экономить с помощью подобных механизмов?

Дмитрий Средин:

— 2021 год показал, что задачи, связанные с ESG, для компаний уже являются не опцией, а необходимостью. С политической точки зрения в том числе. С точки зрения экономики, сейчас экономии нет. Потому что нет пока инструментов, которые бы предлагало государство, чтобы снижать налоговую нагрузку на более дружелюбные к экологии проекты, нежели обычные стандартные заводы, которые раньше строили крупнейшие российские предприятия. Нет скидок либо субсидий в процентных ставках для кредитов, которые включают в себя KPI, привязанные к разным ESG-составляющим.

Я думаю, что в течение следующих трех-пяти лет уже подавляющее большинство инвесторов — внешних и российских — будут просить премию за финансирование, которое не учитывает ESG-составляющую в своих проектах. Я думаю, что на данный момент эффекта нет, но в ближайшем будущем он будет.

Елена Хрупова:

— Говоря о практической стороне вопроса: если компания еще не переходила и даже, может быть, не задумывалась о переходе на политику устойчивого развития, то сколько времени ей потребуется и какие затраты она понесет для того, чтобы перейти на принципы ESG и, например, попасть в рейтинги?

Дмитрий Средин:

— Я думаю, что процесс может занять до 12 месяцев, если фокусировано этим заниматься. И это относительно небольшие деньги, с точки зрения стоимости привлечения рейтингового агентства для работы с вами, в пределах $100 тыс. Отсутствие рейтинга, если ты выходишь на рынки капитала либо делаешь синдицированный кредит с участием большого количества банков, уже может быть стоп-фактором в какой-то достаточно краткосрочной перспективе.

Елена Хрупова:

— Какова роль банков в этой трансформации, переходе, например, на ESG и какие-то новые стратегии развития? Какие конкретно услуги в банковской сфере могут отойти в прошлое, а какие, наоборот, появиться?

Дмитрий Средин:

— Я думаю, что пока ничего не исчезнет. Вся палитра предложений коммерческих банков пользуется спросом у большинства компаний в России. С точки зрения того, что появилось нового? Например, мы в середине прошлого года создали подразделение, которое непосредственно занимается консультированием наших клиентов, желающих быть ESG-friendly. Мы помогаем получить ESG-рейтинг и не просто абстрактно рекомендуем, советуем, а как эксперты консультируем, так как сами прошли этот путь. Райффайзенбанк получил в конце года свой собственный ESG-рейтинг от компании ISS ESG, крупнейшего рейтингового агентства, специализирующегося на такого рода рейтингах.

Елена Хрупова:

— Digital Advisory и ESG — это небанковская ниша. Все-таки вы идете в некоем новом направлении. С этой помощью вы пытаетесь создать удобную экосистему для бизнеса или преследуете какие-то другие цели?

Дмитрий Средин:

— Экосистему мы не строим, мы не следуем этому тренду. Мы остаемся коммерческим банком и не пытаемся заниматься вещами, которые не связаны с первичной задачей того, что есть банк. Но при этом мы следуем за запросами наших клиентов. Для нас очень важен клиентский опыт, и запрос корпоративного клиента очень сильно изменился за последние несколько лет. Мы понимаем, что клиентам уже не нужны банальные продукты. По факту, конкуренция в кредитах, депозитах, в таких достаточно классических простых продуктах, закончилась. Там единственная конкуренция осталась в цене. Но при этом что хотят клиенты? Они хотят комплексных и кастомизированных решений. Наши клиенты хотят минимум посредников, в том числе и цифровых, между, например, казначейством и коммерческим банком. Они хотят бесшовный сервис, бесшовное взаимодействие. Мы видим запрос на то, чтобы через одно окошко в компьютере было взаимодействие со всеми банками-партнерами.

Елена Хрупова:

— Какие механизмы сейчас наиболее перспективны и востребованы с точки зрения повышения капитализации крупного российского бизнеса?

Дмитрий Средин:

— Мы, в частности, трансформировав наше инвестиционно-банковское подразделение в прошлом году, видим, что есть очень большой запрос на стратегическое консультирование по выходу компании на публичные рынки капитала. И это касается не только акций. Это касается, в том числе, и долговых рынков капитала: рублевые облигации, еврооблигации. С точки зрения капитализации, остается важным фактором прозрачность юридической структуры компании, в чем мы тоже помогаем клиентам разбираться и понимать, какой есть запрос у инвесторов. Прозрачность финансовой отчетности по стандартам, которые приемлемы для инвесторов как российских, так и иностранных. Продолжающийся рост и перспективы роста; отрасль, на которой фокусируется та или иная компания. И, на самом деле, что мы заметили в 2021 году и даже уже в первый месяц 2022 года — крупнейшие российские компании начали очень активно избавляться от непрофильных активов. Сейчас пошел тренд в сторону специализации, каждый специализируется именно в той отрасли, в которой лучше всего разбирается. Многопрофильных холдингов стало очень мало. И мы видим тренд в последующие два-три года на то, чтобы была консолидация в ключевых отраслях, в частности, продолжится тренд на консолидацию в ретейле — будет больший фокус на электронную коммерцию. Последние три месяца показали, что даже крупнейшие российские промышленные производители тоже уже уходят в электронную коммерцию.

Елена Хрупова:

— Спасибо большое.

Дмитрий Средин:

— Спасибо вам.

Все выпуски программы
Главная Передачи Подписаться Поделиться
Закрыть