Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
«Известия» узнали об идеи отменить штрафы за забытые права Общество, 04:43
Полянский заявил о продолжении спецоперации до выполнения всех целей Политика, 03:50
Шольц со смехом уклонился от ответа о гарантиях безопасности для Украины Политика, 03:49
Церемонию прощания с Пьером Нарциссом перенесли во второй раз Общество, 03:23
Защита приговоренного к смерти британца обжаловала приговор Политика, 02:53
Путин изменил порядок регистрации места рождения ребенка Общество, 02:37
Ученые оценили опасность штамма конго-крымской геморрагической лихорадки Общество, 02:13
Бастрыкин сообщил об отправке кадетов помогать с ранеными военными Политика, 01:45
Fitch считает, что у ЕС уйдет более трех лет на восполнение поставок газа Экономика, 01:44
Зеленский заявил, что России не место в Совбезе ООН Политика, 00:50
В ЛНР сообщили о задержании под Лисичанском более 10 «наемников» Политика, 00:38
Дерипаска объяснил успех Кудрина опытом торговли цветами Политика, 00:11
Премьер Италии заявил о скорой развязке ситуации с украинским зерном Политика, 00:08
В июне отели Крыма оказались заполнены лишь наполовину Бизнес, 00:00

Выпуск за 20 декабря, 2021

Цифровой ретейл

Сегодня все больше компаний выбирают комплексный подход к цифровизации. Он позволяет охватить все бизнес-процессы предприятия. В программе «Сфера интересов с Марией Зайцевой» говорим о цифровизации ретейла.

В 2018 году более 89% руководителей внедрили в своих компаниях бизнес-политику, ориентированную на цифровые технологии. В начале 2020 года их стало еще больше. По данным НАФИ, только за последний год доля российских предприятий с низким уровнем цифровизации сократилась почти вдвое — с 20% в 2020 году до 11% в 2021-м. Как с помощью комплексной цифровизации повысить эффективность работы компании и оптимизировать бизнес-процессы, обсудим сегодня. В гостях программы «Сфера интересов» Андрей Филатов, генеральный директор SAP CIS, и Андрей Молчанский, директор по разработке X5 Group.

Мария Зайцева:

— Сегодня говорим о цифровизации. Это глобальный процесс, которых охватил сегодня бизнес на всех континентах. Андрей, у меня первый вопрос к вам: процесс цифровизации происходит универсально во всех компаниях или зависит от специфики бизнеса? Что из себя представляют комплексные программы цифровизации для разных отраслей?

Андрей Филатов, генеральный директор SAP CIS:

— Конечно, во всем мире процесс цифровизации проходит примерно одинаково в разных индустриях, в разных компаниях, но в каждой компании есть своя специфика, свои особенности, поэтому нельзя сказать, что есть один, одинаковый подход, который все используют. Наверное, это правильно. С другой стороны, когда мы говорим про отличия в подходах, к сожалению, вынужден отметить, что до сих пор очень много компаний к цифровизации подходят как к отдельным проектам, которые должны решать отдельные какие-то задачи. То есть мы это называем лоскутной цифровизацией. Раньше была лоскутная автоматизации, а теперь лоскутная цифровизация, то есть когда мы не рассматриваем наш бизнес весь целиком, а решаем отдельно взятые задачи. Цифровизировали склад, или цифровизировали конвейер, или цифровизировали маркетплейс, но из-за того, что нет вот этого сквозного подхода, мы не можем получить максимальный экономический эффект. Поэтому мы, конечно, стремимся продвигать концепцию интеллектуального предприятия, которое как раз рассматривает бизнес целиком, и мы увязываем эти проекты. Понятно, что проект надо делать по отдельности. Но если мы не понимаем, как это в итоге отразится на нашем бизнесе целиком, то мы упускаем возможности максимальных бенефитов.

Мария Зайцева:

— Если обратиться к ретейлу, какие цифровые тренды существуют в этом сегменте, как они влияют на рынок и какое здесь значение имеет цифровая культура, ее развитие?

Андрей Молчанский, директор по разработке X5 Group:

— Я думаю, что два основных тренда. Первый — классическая автоматизация, которую там по некоторым методологиям признали все-таки цифровизацией, да. И второе — это выход в цифровые бизнесы, выход в онлайн. Относительно цифровой культуры — естественно, это повышение грамотности у персонала, это размытие границ между ИТ и бизнесом для того, чтобы, в принципе, был один язык, на котором способны общаться все люди внутри, как бы, компании. При этом компания превращается в такое большое оцифрованное государство со своими какими-то правилами, законами, построенными на цифровых решениях. То есть решения принимаются за счет цифровых технологий, а не за счет человеческой экспертизы.

Мария Зайцева:

— То есть от человека уже меньше будет зависеть?

Андрей Молчанский, директор по разработке X5 Group:

— От человека все еще будет зависеть многое, просто эффективность принятия решений и скорость принятия решений человеком будут драматически возрастать.

Мария Зайцева:

— Автоматизация — это начальная ступень?

Андрей Молчанский, директор по разработке X5 Group:

— Это несколько, на мой взгляд, устаревшее мнение. Оно распространено, но здесь надо понимать: каждый процесс имеет свою кривую эффективности, и автоматизация способна давать прорыв для процесса, выводя его на новую кривую эффективности. То есть здесь мы говорим про что-то новое, про новую возможность для бизнеса.

Мария Зайцева:

— Если на конкретном примере — как реализуется цифровизация в X5 Group и с какими сложностями вы, возможно, столкнулись в процессе?

Андрей Молчанский, директор по разработке X5 Group:

— В мире случилась эпидемия, обстановка вынудила определенным образом изменить потребительскую, покупательную способность — и порушила наши планы. Думаю, не только наши. Нам пришлось ускоряться достаточно драматично. При этом мы поняли, что надо идти в онлайн, потому что нас закрывают, люди перейдут по большей степени туда и, наверное, сильно драматично изменится поведение, покупательная способность. Но по факту мы увидели, что нет, поменялись причины, по которым люди, например, ходят в онлайн или в магазины, но распределение осталось, наверное, на том же самом уровне. И вот это, наверное, внутреннее осознание, что мир изменился и скорость изменения такая, что невозможно ее предсказать. Оно само по себе дало ответ, зачем нам цифровизация, если мы хотим оставлять за собой лидерские позиции. Достаточно много решений, которые для нас переходят в эту вот сферу рекомендательных — таких, как работа с ассортиментом, работа с ценой. И если раньше цена рассчитывалась с помощью неких классических просто уравнений руками людей, которые отвечали за цену и во многом экспертиза человека определяла, какая будет цена, то сейчас мы запустили множество рекомендательных моделей, которые предрассчитывают эту цену, опираясь на опыт предыдущих прожитых там лет. Все еще человек смотрит на эту цену и корректирует ее, но все меньше и меньше корректировок необходимо. То есть в конечном счете модель рекомендует цену. Причем мы говорим о цене, которая может быть уточнена для конкретного товара в конкретную единицу времени для конкретного магазина где-то в географии, то есть и это все выполняется за какие-то очень короткие отрезки времени.

Мария Зайцева:

- Что такое сквозная цифровизация и в чем ее преимущество?

Андрей Филатов Генеральный директор SAP CIS:

- Я вначале уже это упомянул, что сквозная цифровизация подразумевает то, что стратегия цифровизации должна охватить все бизнес-процессы предприятия целиком. Нет смысла ускорять работу склада, если у вас остальные процессы нельзя ускорить. То же самое, если вы завод, вы производите продукцию, у вас есть маркетплейс, у вас есть склад, но, если ваша производственная линия не позволяет произвести достаточно товара, зачем вам ускорять процессы на взаимодействие с клиентами. То есть если мы хотим получить максимальный эффект, мы должны рассмотреть весь наш бизнес целиком и проработать стратегию, которая позволит получить максимальный эффект на всем нашем бизнесе. Маленькую ремарку сделаю, в чем я вижу разницу между автоматизацией и цифровизацией. Автоматизация изначально была придумана, чтобы облегчить деятельность человека, снять с него рутинную нагрузку и повысить качество и точность работы. И фокус автоматизации именно на облегчение деятельности человека. Фокус цифровизации, он идет дальше, он включает в себя автоматизацию, но задача фокус смещается на извлечение данных. Нам, чтобы дальше совершенствовать процесс, надо собрать о нем максимальное количество качественных, полных данных, которые мы можем потом обработать какими-то новыми современными средствами аналитики, применить систему искусственного интеллекта, например, machine learning как наиболее популярный раздел искусственного интеллекта. И уже обрабатывая данные, мы получаем так называемые инсайты, благодаря которым можем принимать решение по оптимизации и дальнейшему совершенствованию наших бизнес-процессов. Вот это, наверное, принципиальное отличие. Потому что автоматизация с помощью компьютеров — и цифровизация с помощью компьютеров. И там и там данные хранятся в двоичном виде, то есть и там и там «цифра». Вот мне кажется, функциональное отличие цифровизации и автоматизации именно в чем фокус, на чем фокусируемся, из чего мы хотим извлечь выгоду? Вот цифровизация — это выгода из данных.

Мария Зайцева:

— SAP помогает цифровизироваться разным компаниям из совершенно разных сфер бизнеса. Есть ли какая-то специфика у ретейла, какие у вас есть продукты и решения для предприятий ретейла и была ли у вас какая-то специфика, связанная с X5 Group?

Андрей Филатов, генеральный директор SAP CIS:

— Конечно, ретейл уже давно является одной из лидирующих отраслей вообще в экономике. Но оптимизация бизнеса для ретейла имеет очень большое значение. Поэтому, конечно, цифровизация не могла обойти ретейл. И если говорить про те решения, которые мы предлагаем для ретейла, мы, как SAP и как наша экосистема, в которой довольно много разработчиков и партнеров, всевозможных решений, мы вот этим совместным предложением накрываем все бизнес-процессы. У любого ретейлера мы можем, в принципе, закрыть все потребности от и до. С другой стороны, мы никогда не испытывали амбиций, что обязательно мы работаем, только если наш заказчик берет все только от нас, потому что, конечно, это невозможно. Но если посмотреть на динамику развития, на историю, на актуальные потребности в конкретный момент времени, то каждая компания должна иметь право выбора. И конечно, должна иметь возможность где-то свои разработки делать, свои ноу-хау развивать, где-то взять решение, которое более доступное на рынке или в котором есть больше специалистов. В общем, с точки зрения наших предложений, мы, конечно же, фокусируемся на нашем флагманском решении — это наше цифровое ядро S/4HANA. Мы, конечно, очень рассчитываем на то, что вот X5 Group станет таким флагманом в использовании этого решения. У нас скоро Новый год и я такую аналогию приведу. Вот если представить себе, что ретейл — это как мы, как, например, какая-то среднестатистическая семья и на Новый год мы хотим рождественскую елку, ну, новогоднюю елку. Новогодняя елка — это ель, живая или искусственная. И игрушки, мишура, гирлянды, звездочка сверху. И вот у нас образ рождественской елки. Вот мы себя видим, как наша система основная — это сама елка. Сама елка на Новый год никому не нужна, она неинтересна без вот этих игрушек, гирлянд и так далее. У нас есть свои игрушки и гирлянды, но мы можем также их сами смастерить, а можем пойти, купить еще на рынке, могут друзья подарить. Но в итоге мы получим рождественскую ель. Вот это наша такая, может быть, слегка примитивная, но хорошая аналогия, как мы себя позиционируем.

Мария Зайцева:

- Андрей, как компании-ретейлеру нужно сегодня выстраивать работу своих бизнес-направлений для того, чтобы отвечать вызовам рынка и какую роль здесь играет ваше новое направление «X5 Технологии»?

Андрей Молчанский, директор по разработке X5 Group:

— Основное конкурентное преимущество, которое у нас сейчас может быть, — скорость и время. Скорость принятия решения и очень быстрый вывод решения на рынок. То есть у нас больше нет возможности долго разрабатывать, долго думать, долго оценивать все риски. Мы должны рисковать здесь и сейчас и быть готовыми к тому, что среда поменяется и мы должны меняться вместе с ней. На мой взгляд, технологии должны идти на один шаг чуть-чуть впереди бизнеса для того, чтобы давать возможности, которые бизнес должен использовать. При этом для того, чтобы этот шаг правильно оценивать, технологии должны явно понимать, на какой дистанции, собственно, бизнес, где он. И не отрываться куда-то вперед слишком далеко. Поэтому мы поняли, что невозможно все направления бизнеса покрыть одной универсальной структурой ИТ, которая работает по некому одному универсальному процессу, по некому одному универсальному регламенту, универсальной стратегии. Так быть не может. Мы должны быть разбиты на столько частей, сколько у нас независимых частей бизнеса, и для каждой из них создать, собственно, те самые условия, которые позволят именно бизнесовой части развиваться. Поэтому у нас появились отдельные направления. У нас появились отдельные технические директора. Мы рассматриваем себя как набор практик и инструментов, которыми хорошо, удобно и правильно вовремя пользоваться, которые можно быстро интегрировать в бизнес. При этом бизнес не прекращает постоянно повышать свою осведомленность в сфере цифровых технологий, в сфере технологий современных, в сфере того, как это можно использовать, и постоянно учится понимать наш язык по факту. А мы постоянно учимся понимать язык бизнеса для того, чтобы, опять же повторюсь, разговаривать на одном языке.

Мария Зайцева:

— Как меняется роль ИТ сегодня в компании X5 и что вам дает переход на SAP S/4HANA?

Андрей Молчанский, директор по разработке X5 Group:

— Роль ИТ — стратегический партнер, совершенно точно. То есть мы должны очень хорошо понимать стратегию бизнеса. И наша стратегия должна быть интегрирована в нее очень… я бы даже не сказал, что плотно, а они должны быть неразделимы, естественно. Мы должны давать платформу для развития бизнеса и ни в коем случае нигде ему не препятствовать. И, например, если переходить плавно к новому SAP, — да, точно совершенно старая версия была рассчитана на старую офлайн-модель, когда у нас есть офлайн-ретейл и он является преобладающим. И довольно сложно на этой старой модели поддержать рождение новых бизнесов, их развитие и ту самую цифровизацию, если мы говорим про уход большего онлайна в новые цифровые модели. Поэтому мы рассматриваем новые решения как необходимую платформу для того, чтобы обеспечить бесшовный переход бизнесу. Для нас максимальная ценность будет как для технологии, если бизнес ничего не заметит, при этом продолжит развиваться с той же скоростью, с которой он развивается, — это будет прям хороший результат. Ну, и без этой трансформации, наверное, вряд ли могли бы это обеспечить.

Мария Зайцева:

— В заключение вопрос к вам обоим. Все, о чем вы говорите, это очень важно для бизнеса, но хочется понять, что от этого выиграют конечные потребители услуг. Клиенты X5 — это примерно все. Что им с этого?

Андрей Молчанский, директор по разработке X5 Group:

— Нельзя сказать, что все выиграют что-то одно. Каждый выиграет что-то свое. У клиентов есть современные потребности. Они продиктованы в том числе современной обстановкой. И без современных технологий мы не сможем это обеспечить — например, бесконтактные покупки, минимальное взаимодействие, четкое понимание с точки зрения продукта, что это за продукт, как он сюда попал, почему он на этой полке, почему такая цена. Клиенты хотят прозрачности. Есть еще множество драйверов. Естественно, один из этих драйверов — цена. То есть мы все время стараемся новыми технологиями оптимизировать наши операционные затраты, для того чтобы цена была максимально подстроена под нужды наших клиентов. Я думаю, что это одна из основных выгод в том числе. При этом мы постоянно думаем о покупательской миссии в любом случае, то есть многие начали ходить в магазин не просто за продуктами, а это такой вид интертеймента определенный, то есть не купить продукт, например, а получить ужин вечером романтический, самому что-то приготовить. И мы стараемся решить именно покупательскую миссию клиента, нежели просто продать ему продукты. Вот без современных технологий, на мой взгляд, это просто невозможно.

Мария Зайцева:

— Есть что добавить?

Андрей Филатов, генеральный директор SAP CIS:

— Я под очень большим впечатлением трансформации X5 в сторону «зеленой» повестки, в сторону ответственного потребления и экологически ответственных бизнес-решений, бизнес-активности. И вот мне кажется, это тоже будет одним из результатов процесса цифровой трансформации X5.

Мария Зайцева:

— Мне остается только поблагодарить вас за интересную беседу, пожелать успехов в вашем сотрудничестве и, конечно, процветания.

Все выпуски программы
Главная Передачи Подписаться Поделиться