Видео

Выпуск за 6 октября, 2021

Российский рынок спецодежды: ставка на качество

Производители и эксперты в программе «Сфера интересов»

Россия традиционно является одним из крупнейших мировых производителей и потребителей спецодежды и средств индивидуальной защиты. В текстильной отрасли этот сегмент один из самых быстро развивающихся. В программе «Сфера интересов» с Марией Зайцевой говорим о рынке спецодежды.

Объем российского рынка спецодежды до пандемии составлял 66,4 млрд руб. При этом 98,8% приходилось на отечественную продукцию. По прогнозам экспертов, в 2024 году объем рынка должен был достичь 69 млрд руб (Источник: партнер Магазина Исследований РБК АМИКО). Пандемия коронавируса, с одной стороны, привела к сокращению спроса на одежду для строительных работ, но, с другой, увеличила потребность в средствах индивидуальной защиты. Как все это отразилось на производителях спецодежды, обсудим с нашими гостями. В программе «Сфера интересов» — Владимир Котов, президент Ассоциации разработчиков, изготовителей и поставщиков средств индивидуальной защиты, и Юрий Гамшеев, генеральный директор ООО «СОЮЗСПЕЦОДЕЖДА».

Мария Зайцева:

— Что сегодня представляет собой российский рынок спецодежды? Какие основные тенденции и игроки на нем существуют?

Владимир Котов, президент Ассоциации разработчиков, изготовителей и поставщиков средств индивидуальной защиты:

— Надо заметить, что рынок средств индивидуальной защиты — это самый динамично развивающийся рынок. Буквально с момента создания, формирования этого рынка после развала Советского Союза он всегда рос и продолжает расти. Спецодежда — это важный сегмент, это действительно самый крупный сегмент и, по оценкам, занимает практически треть от всего существующего разнообразия на этом рынке. Тем не менее помимо спецодежды существует еще и рабочая обувь, средства индивидуальной защиты органов дыхании, которые у нас у всех и на устах, и буквально на лице. Это и средства защиты головы, и средства защиты слуха, это комплексные средства индивидуальной защиты. Всего 11 классов.

Российский рынок отличен тем, что он самый динамично развивающийся в Европе, и этим он привлекателен. Вообще, если говорим о емкости, то он занимает четвертое место в мире, уступая Соединенным Штатам Америки, Китаю, Германии, и вот мы на четвертом месте.

Если говорить об игроках на нашем рынке, это более 4 тыс. предприятий, более 4 тыс. юридических лиц. Самые значимые и самые крупные, конечно, это те предприятия, которые были созданы на заре рынка и до сих пор продолжают заниматься этим абсолютно благородным делом, неся эту миссию по созданию и обеспечению безопасных условий труда на каждом рабочем месте. Среди этих компаний такие компании, как «Восток-Сервис», «Техноавиа», такая компания, как «Союзспецодежда».

Если вспомнить исторически ретроспективу, то рынок, вообще говоря, начинался с телогреек, валенок, рукавиц, какие-то серенькие костюмчики, халатики… А сейчас это огромнейшее многообразие ярких красок, это функциональность одежды. Это сложнейшие изделия, которые не только эргономично удобны, но и обеспечивают комплексную защиту от множества опасных факторов, которые буквально окружают нас, мы с ними сталкиваемся как на работе, так и в быту.

Мария Зайцева:

— Расскажите, как пандемия повлияла на этот рынок. Можно ли сказать, что производители в каком-то смысле выиграли от той ситуации, которая сложилась, потому что спрос на некоторые изделия увеличился?

Владимир Котов, президент Ассоциации разработчиков, изготовителей и поставщиков средств индивидуальной защиты:

— Есть ряд секторов, которые оказались на пике спроса. И конечно, этот спрос до сих пор остается максимально высоким и до сих пор не удовлетворен. То есть в первую очередь это, конечно, средства индивидуальной защиты органов дыхания и средства защиты рук. То есть мы увидели, как в кратчайшие сроки наши предприятия смогли нарастить производство в разы, и в буквальном смысле слова они работали круглосуточно и без выходных, и продолжают в таком же режиме работать и до сих пор, выпуская качественную продукцию. Если мы говорим о средствах индивидуальной защиты рук, то, к сожалению, в большей степени на сегодняшний день Российская Федерация все равно испытывает определенную зависимость от поставок из-за границы. Дело в том, что у нас нет натурального сырья, такого, как латекс. И вообще, исторически всегда производства размещались ближе к сырью, там, где и производятся вот эти всевозможные сырьевые компоненты, это в основном страны Юго-Восточной Азии, и эта тенденция сохраняется до сих пор.

Если говорить о производителях других нишевых изделий, таких как спецодежда, обувь, то это тоже не могло на них не сказаться. Многие задумались и начали пересматривать и культуру потребления, мы это видим повсеместно, даже на уровне домохозяйств. До пандемии домохозяйства практически не использовали средства индивидуальной защиты органов дыхания, а сейчас, конечно, культура растет. И предприятия, которые сейчас формируют больший запас, которые стараются уже покупать изделия, обеспечивающие более комплексную защиту, и производители предлагают такие решения.

Мария Зайцева:

— Компания «Союзспецодежда» существует на рынке уже более 30 лет, это одна из старейших компаний. Расскажите, насколько изменились потребности рынка, потребности бизнеса и структура вашей продукции за эти годы?

Юрий Гамшеев, генеральный директор ООО «СОЮЗСПЕЦОДЕЖДА»:

— Структура рынка за годы деятельности нашей компании изменилась радикально. От дикого рынка 1990-х мы пришли к достаточно цивилизованному рынку уже 20-х годов нового столетия. Существенно изменились как спрос, так и предложение. Расширились ассортиментные линейки практически во всех товарных группах. Изменился сам бизнес. Ушли с рынка компании, единственным конкурентным преимуществом которых была бросовая цена, которые использовали различные схемы по уходу от налогов, контрабандный товар, низкокачественное производство. Сейчас этого на рынке нет, что дало возможность развиться компаниям, которые во главу угла всегда ставили потребителя — потребителя как непосредственно рабочего, которому нужно предоставить качественную защиту, так и такого потребителя, как компания, в которой работает этот сотрудник, в которой тоже есть определенные потребности по решению своих проблем в обеспечении сотрудников.

Мария Зайцева:

— Можно ли сказать, что сегодня во главу угла ставится качество?

Юрий Гамшеев, генеральный директор ООО «СОЮЗСПЕЦОДЕЖДА»:

— Исключительно качество и сервис. По большому счету весь рынок спецодежды не просто спецодежду продает, а решает проблемы работодателей, у которых сотрудники сталкиваются с определенными угрозами. Низкий температурный режим — это та же угроза здоровью, что и газы, пыль. И от всего этого требуется защита, и нужно быстро и качественно решить проблему организации.

Мария Зайцева:

— Юрий, вы коснулись темы сервиса. Скажите, насколько, на ваш взгляд, сегодня имеет значение для клиентов, для потребителей средств спецзащиты наличие у производителей специальных сервисов помощи, поддержки, обучения?

Юрий Гамшеев, генеральный директор ООО «СОЮЗСПЕЦОДЕЖДА»:

— Очень важно обслуживать потребителя, проявляя экспертные знания об изделиях. Очень важно помочь потребителю выбрать то, что действительно ему необходимо. Для этого нужно провести достаточно большую работу. Нужно определить список угроз, список опасностей, которые грозят рабочим на участках, где они трудятся. И помочь правильно подобрать то, что там действительно необходимо.

Но не только этим заканчивается сервис. Сервис помогает обработать те заявки, которые стекаются у заказчика с различных участков, от различных бригад, групп сотрудников. Сервис заключается в быстром обеспечении всего этого ассортимента. На одного сотрудника может закупаться десять и более видов различных средств. Это и обувь, и одежда, и средства защиты дыхания, глаз, слуха, головы, рук. И только настоящий эксперт способен помочь правильно составить заказ.

Мария Зайцева:

— Как обстоят дела с цифровизацией в этой сфере? Насколько вообще производители спецодежды поддерживают этот тренд или он как-то обошел их стороной?

Владимир Котов, президент Ассоциации разработчиков, изготовителей и поставщиков средств индивидуальной защиты:

— На сегодняшний день российские производители на пике. Потому что те решения, которые формируются, создаются сейчас, буквально сегодня, в России являются не просто актуальными, а самыми современными. И опять-таки, наверное, это одна из немногих отраслей, где мы абсолютно конкурентны, а по некоторым вещам даже превосходим других. И у нас есть решения, превосходящие предложения наших иностранных коллег, даже из развитых экономик.

Первый блок — это существующие нормативные решения, которые позволяют развивать и внедрять цифровые решения для обеспечения безопасных условий труда. Как уже сказал Юрий, это необходимость по своевременному быстрому обеспечению. И если раньше эти процессы производились вручную, то сейчас, конечно же, есть различные цифровые платформы, программы, позволяющие делать это буквально одним-двумя нажатиями клавиш.

Второй момент — это, конечно, создание новых продуктов. То есть это и всевозможные метки, которые позволяют фиксировать как состояние самого человека в пространстве, его геопозицию, фиксировать, одет он или не одет, которые позволяют ему обеспечивать доступ в ту или иную зону, это всевозможные датчики, также датчики, которые мониторят состояние окружающей среды: состояние газов, состояние температуры. Человек еще может не заметить, а они уже информируют о том, что возникла какая-то опасность и можно и нужно быстро принимать решения.

И конечно, сейчас есть решения по цифровизации — это персонализация средств индивидуальной защиты. Это наше будущее.

Мария Зайцева:

— Юрий, то, о чем говорил Владимир, все это требует очень больших денег. Сколько сегодня современный производитель спецодежды должен инвестировать в новые разработки, в свое производство, в линию для того, чтобы все развивалось?

Юрий Гамшеев, генеральный директор ООО «СОЮЗСПЕЦОДЕЖДА»:

— Это очень большие деньги, поскольку здесь не просто закупка нового сырья, новых материалов, а разработка. Разработка — это отделы разработчиков. Причем это не только конструкторы, не только дизайнеры, но и маркетологи, это и сотрудники ИТ-подразделений, которые помогают организовывать все процессы на предприятии. Разработка занимает одну из главных позиций в бюджете компании. После фонда оплаты труда это второй по объему расход, поскольку компании сейчас, развиваясь активно, вынужденно и для инвестирования вкладывают большие деньги. Это сотни миллионов рублей ежегодно. Но это инвестиции, они приносят достаточно много денег. Потребители сами зачастую диктуют, что им необходимо. Менеджеры по продажам, маркетологи, встречаясь с потребителями, получают огромный массив информации, который потом обрабатывают, и в результате все это находит воплощение в новых изделиях, в новых разработках.

Мария Зайцева:

— В современной России развитие средств спецзащиты — это скорее требование государства или желание работодателя?

Владимир Котов, президент Ассоциации разработчиков, изготовителей и поставщиков средств индивидуальной защиты:

— Вы знаете, и так и так. Дело в том, что здесь надо отметить: это какая-то все-таки совместная работа. Почему? Потому что есть работодатели, которые задают достаточно высокие планки. Все прагматично: если компания современная, если компания имеет листинг на западных биржах, то один из показателей у них в том числе социальная ответственность этого бизнеса, и то, каким образом они обеспечивают безопасность на рабочих местах. Соответственно, это для них действительно небольшие траты, несмотря на то, что они тратят больше по сравнению с другими. Но по сравнению с теми рисками, которые они несут, они делают их осознанно. А есть, к сожалению, компании, которые до сих пор по старинке пытаются сэкономить, оптимизировать, как канарейку купить за копейку, чтобы и пела, но не ела.

Если говорим о регулировании, то, конечно же, роль государства здесь основополагающая, и мы, как профессиональное сообщество, как экспертное сообщество, принимаем самое активное участие, непосредственное участие в формировании и проектов документов, в обосновании их необходимости. Мы очень плотно работаем на площадке российской трехсторонней комиссии — это когда правительство, работодатели и профсоюзы обсуждают и принимают все решения в области, касающейся социальных вопросов, в том числе и охраны труда.

Мария Зайцева:

— Как вы считаете, может ли применение тех или иных средств спецзащиты стать конкурентным преимуществом для компании?

Юрий Гамшеев, генеральный директор ООО «СОЮЗСПЕЦОДЕЖДА»:

— Безусловно. Причем как для компании-потребителя, так и для компании-производителя. Используя современные разработки, используя современную одежду, работодатель может повысить свою привлекательность как работодателя. Сейчас идет достаточно серьезная конкуренция за рабочие руки, ощущается их жесткая нехватка. И последние несколько месяцев мы явно видим рост в продажах таких изделий, которые максимально комфортны и удобны для рабочего. Поэтому да, безусловно.

Владимир Котов, президент Ассоциации разработчиков, изготовителей и поставщиков средств индивидуальной защиты:

— Мы вошли в новый мир, и в этом новом мире качество условий, в которых вы работаете, будет превалировать. То есть, собственно говоря, у человека уже появляется выбор, и, если этот выбор обеспечен комфортными условиями труда, безопасными условиями труда, то, конечно же, как рыба ищет, где глубже, так и человек ищет, где лучше, это естественно. Очевидно, что там, где будут более качественные средства индивидуальной защиты, мы это и видим. Поэтому не случайно, например, пионерами в требованиях в стандартах к качеству средств индивидуальной защиты являются везде, во всем мире предприятия нефтегазового сектора. Они сталкиваются с жесткими условиями работы, тратят на это, на разработку, на внедрение более качественных средств индивидуальной защиты.

Мария Зайцева:

— Может быть, у них просто больше денег?

Владимир Котов, президент Ассоциации разработчиков, изготовителей и поставщиков средств индивидуальной защиты:

— Скажем так: деньги есть и у металлургов тоже. Деньги есть у всех. Вопрос: на жизнь, на что они тратят? Есть деньги, которые тратятся на канцелярские товары, и в этой же статье у некоторых средства индивидуальной защиты. Конечно, канцтовары важны и нужны, но мы также понимаем, что без средств индивидуальной защиты вы не сможете полноценно защитить человека от имеющихся рисков и опасностей.

Мария Зайцева:

— Господа, я благодарю вас за интересную беседу, желаю вам успехов в работе и процветания
Все выпуски программы
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 29 марта
EUR ЦБ: 99,71 (-0,56)
Инвестиции, 28 мар, 16:51
Курс доллара на 29 марта
USD ЦБ: 92,26 (-0,33)
Инвестиции, 28 мар, 16:51
ЦБ продлил запрет для недружественных инвесторов на вывод денег за рубеж Инвестиции, 15:37
Клуб НХЛ объявил о переходе разорвавшего контракт с ЦСКА Федотова Спорт, 15:36
Хуснуллин заявил о продлении маршрутов МЦД до 11 регионов Недвижимость, 15:32
Средняя цена самых дорогих домов Подмосковья из топ-100 превысила $30 млн Недвижимость, 15:27
Зеленский уволил посла Украины в Молдавии Политика, 15:23
В Балашихе за легализацию 1,5 тыс. мигрантов задержали двух сотрудниц МВД Общество, 15:21
В Белгородской области силы ПВО сбили беспилотник Политика, 15:19
Первые торги акциями «Европлана» на Мосбирже начались ростом на 22% Инвестиции, 15:14
Киркпатрик, Филлипс и другие — методы оценки пользы от обучения персонала Pro, 15:04
UFC анонсировал бой лучших российских тяжеловесов без их согласия Спорт, 14:55
День на «Красном Октябре»: какой станет стрелка острова Балчуг РБК и Красный Октябрь, 14:50
Эвакуировавшего 100 посетителей «Крокуса» подростка наградил муфтий Общество, 14:47
Курьера из Таджикистана арестовали за оправдание теракта в «Крокусе» Общество, 14:42
Порог беспошлинного ввоза посылок в Россию снизят до €200 Экономика, 14:42
Главная Передачи Подписаться Поделиться